Неточные совпадения
Она не сразу ответила. Когда смысл
вопроса коснулся наконец ее
духовного слуха, Ассоль встрепенулась, как ветка, тронутая рукой, и засмеялась долгим, ровным смехом тихого торжества. Ей надо было сказать что-нибудь, но, как всегда, не требовалось придумывать — что именно; она сказала...
Клим Иванович Самгин видел, что восторги отцов — плотского и
духовного — не безразличны девице, румяное лицо ее самодовольно пылает, кругленькие глазки сладостно щурятся. Он не любил людей, которые много спрашивают. Ему не нравилась эта пышная девица, мягкая, точно пуховая подушка, и он был доволен, что отцы, помешав ему ответить, позволили Софье забыть ее
вопрос, поставить другой...
— Наши отцы слишком усердно занимались решением
вопросов материального характера, совершенно игнорируя загадки
духовной жизни. Политика — область самоуверенности, притупляющей наиболее глубокие чувства людей. Политик — это ограниченный человек, он считает тревоги духа чем-то вроде накожной болезни. Все эти народники, марксисты — люди ремесла, а жизнь требует художников, творцов…
Перестал же он верить себе, а стал верить другим потому, что жить, веря себе, было слишком трудно: веря себе, всякий
вопрос надо решать всегда не в пользу своего животного я, ищущего легких радостей, а почти всегда против него; веря же другим, решать нечего было, всё уже было решено и решено было всегда против
духовного и в пользу животного я.
И в этом всегда был один из
духовных источников ложного отношения к польскому
вопросу.
Решение социальных
вопросов, преодолевающее социальную неправду и бедность, предполагает
духовное перерождение человечества.
Конфликт создается ложными притязаниями науки на верховенство над человеческой жизнью, на способность авторитетно разрешать
вопросы религии, философии, морали, на способность давать директивы для творчества
духовной культуры.
Его нужно свести к
вопросу о
духовном возрождении, об изменении самой ткани людей и обществ, к закалу народного характера.
— О любопытнейшей их статье толкуем, — произнес иеромонах Иосиф, библиотекарь, обращаясь к старцу и указывая на Ивана Федоровича. — Нового много выводят, да, кажется, идея-то о двух концах. По поводу
вопроса о церковно-общественном суде и обширности его права ответили журнальною статьею одному
духовному лицу, написавшему о
вопросе сем целую книгу…
Исцеление ли было в самом деле или только естественное улучшение в ходе болезни — для Алеши в этом
вопроса не существовало, ибо он вполне уже верил в
духовную силу своего учителя, и слава его была как бы собственным его торжеством.
Традиционные книги о
духовной жизни обыкновенно дают ответ на этот
вопрос в том смысле, что после переживания греховности и недостоинства человека наступает просветление благодатью.
У нее редкий ум, необыкновенная доброта, настоящий дар ясновидения и всегдашняя поглощенность
вопросами духовного порядка.
Вспоминаю, что однажды в Новоселовском кружке происходили прения по
вопросу о введении в программу
духовных академий преподавания сравнительной истории религий.
Я никогда не был политиком, и моя мысль о злобе дня никогда не делалась политической, она оставалась философской, моральной, заинтересованной
духовной стороной
вопроса.
Но это было мгновение… Я встретился с его взглядом из-под епитрахили. В нем не было ничего, кроме внимательной настороженности
духовного «начальника»… Я отвечал формально на его
вопросы, но мое волнение при этих кратких ответах его озадачивало. Он тщательно перебрал весь перечень грехов. Я отвечал по большей части отрицанием: «грехов» оказывалось очень мало, и он решил, что волнение мое объясняется душевным потрясением от благоговения к таинству…
Религиозная философия охватывала все
вопросы духовной культуры и даже все принципиальные
вопросы социальной жизни.
Историки, не интересующиеся
духовной стороной
вопроса, достаточно выяснили, что без реформ Петра самое русское государство не могло бы себя защитить и не могло бы развиваться.
У нас в России долгое время было рабство и варварство, а потом наступил революционно-реакционный хаос, но у нас же, плохих европейцев, нашла себе приют неведомая Европе
духовная жажда, неустанная работа лучших наших людей над
вопросом религиозным.
Но тут я, конечно, уже остерегся от обращения к
вопросу, что такое
духовное завещание, а прямо поставил дело на почву строгой законности, на почву несовместимости понятия о владении с понятием о собственности.
— В чем же тут для вас
вопрос? — проговорил он. — Предоставьте этой девице — весьма, как мне кажется, нервно-духовной субстанции — идти нашим обычным религиозным путем.
На
вопрос мой, отчего не пожелал в
духовное звание, коротко отвечал, что не хочет быть обманщиком.
Прежде скажу о тех сведениях, которые я получил об истории
вопроса о непротивлении злу; потом о тех суждениях об этом
вопросе, которые были высказаны как
духовными, т. е. исповедующими христианскую религию, критиками, так и светскими, т. е. не исповедующими христианскую религию; и, наконец, те выводы, к которым я был приведен и теми и другими, и историческими событиями последнего времени.
Я здоровья, видите, не богатырского и впечатлителен и от всех этаких вещей страдаю, а здесь особенно много охотников издеваться над
вопросами духовного мира.
Несмотря на это распадение с жизнию, ученые, памятуя, какой могучий голос имели университеты и доктора в средние века, когда к ним относились с
вопросами глубочайшей важности, захотели вершать безапелляционным судом все сциентифические и художественные споры; они, подрывшие во имя всеобщего права исследования касту католических
духовных пастырей, показывали поползновение составить свой цех пастырей светских.
Удовольствие Рыжова состояло в исполнении своего долга, а высший
духовный комфорт — философствование о высших
вопросах мира
духовного и об отражении законов того мира в явлениях и в судьбах отдельных людей и целых царств и народов.
Все они были христиане, большею частью
духовные, все веровали в духовность и бессмертие души, а между тем рассматривали
вопрос, который возможен был только при предположении Аристотеля.
Павлин. И, как всякое оружие защиты, религия подлежит развитию и совершенствованию. Посему: если мы лишились светского главы — необходимо оную заменить
духовной. В Москве поднят
вопрос об избрании патриарха…
— Не написать ли нам преосвященному? — продолжал соображать вслух Кунин. — Ведь, собственно говоря, не земство, не мы, а высшие
духовные власти подняли
вопрос о церковно-приходских школах. Они должны, по-настоящему, и средства указать. Мне помнится, я читал, что на этот счет даже была ассигнована сумма какая-то. Вам ничего не известно?
Барская брезгливость в отношении к хозяйству ничего общего не имеет с той от него свободой, о которой учит Евангелие: оно хочет не пренебрежения, но
духовного преодоления, выхода за пределы мира сего с его необходимостью [Ср. в моем сборнике «Два града»: «Христианство и социальный
вопрос», «Хозяйство и религиозная личность» и др.
Утрата хозяйством художественного стиля ощущается как
духовная его болезнь, вследствие которой возникает усиленное стремление художественно облагородить и осмыслить хозяйственный труд (этим, как известно, определяется пафос социальной проповеди Дж. Рескина и его последователей [О Рёскине см. статью Булгакова «Социальное мировоззрение Дж. Рёскина»
Вопросы философии и психологии.
И если может показаться иным, что неуместно во время всеобщего землетрясения такими «отвлеченностями», то нам, наоборот, представляется обострение предельных
вопросов религиозного сознания как бы
духовной мобилизацией для войны в высшей,
духовной области, где подготовляются, а в значительной мере и предрешаются внешние события.
Такое состояние современного человечества, конечно, имеет свои
духовные причины, но благодаря ему теперь трудно быть понятым и даже просто выслушанным в
вопросе о вере.
Итак, «воскресение первое», о котором говорит Апокалипсис, представляет собой до известной степени противоположность тому, о чем идет речь в «проекте» Федорова как о трудовом, постепенном воскрешении: там предполагается, по всей видимости, воскресение душевно-духовное, но еще не телесное, здесь же именно телесное, и только телесное, которое, однако, будто бы должно явиться и
духовным. И вполне позволительно поставить
вопрос: следует ли стремиться к такому воскрешению?
Возврата к чистому искусству с эстетической успокоенностью и ограниченностью уже нет, по крайней мере, вне
духовного застоя или реакции [Для рассматриваемого здесь
вопроса в высшей степени показательно и поучительно явление А. Н.
Он направил
духовные поиски на неверные пути, и теперь надо снова возвратить их к исходному пункту и прежде всего поставить принципиальный
вопрос: можно ли говорить в применении к человеческому творчеству о теургии, θεοΰ έργον, о богодействе?
Хотел доискаться всемирной истины, действительно спасительной веры, обращался с
вопросами к
духовным, но они либо не понимали
вопросов его, либо советовали ему не мудрствовать, а, положась на волю Божью, ходить усердно в церковь, чаще заказывать молебны да поднимать на дом иконы.
Дуня, с первого знакомства, то и дело приставала к ней с
вопросами о
духовном супружестве, но старая дева не умела ей вполне объяснить, в чем тут дело.
Будто мы тем и виноваты, что мы родимся мужчинами, и за то женщины имеют привилегию на всеобщее послабление к нашим обидам, меж тем как мы даже
вопроса о себе поднять не можем нигде, кроме
духовных журналов, которых никто не читает…
Ошибочно ставить
вопрос о войне отвлеченно, отделяя её от социального строя и
духовного состояния общества.
Вопрос этот не может решаться диалектикой понятий, он решается
духовным и нравственным опытом.
Социальный
вопрос есть неизбежно
вопрос духовного просветления масс, без которого не возможна никакая правда.
А это значит, что этически должна быть сохранена
духовная аристократия, как бы радикально ни решался социальный
вопрос.
Поэтому социальный
вопрос делается
вопросом духовным и нравственным,
вопросом нарождения нового
духовного человека и новых
духовных отношений между людьми.
И весь
вопрос в том, чтобы открылись пути для творческой
духовной направленности в противоположность той недуховной направленности, в которой растрачиваются
духовные силы в половых страстях.
Сложность социального
вопроса как
вопроса духовного еще в том, что должно всемерно стремиться к улучшению положения масс и к увеличению социального значения труда, но не должно допускать господства масс над человеческой личностью, власти количества над качеством, преобладания ценностей материальных над ценностями
духовными.
Вот как можно формулировать принцип творческой этики о соотношении свободной совести и социальности: совесть твоя никогда не должна определяться социальностью, социальными группировками, мнением общества, она должна определяться из глубины духа, т. е. быть свободной, быть стоянием перед Богом, но ты должен быть социальным существом, т. е. из
духовной свободы определить свое отношение к обществу и к
вопросам социальным.
Есть два
вопроса:
вопрос о предупреждении войны, о борьбе за
духовный и социальный строй жизни, при котором война будет невозможной, и
вопрос об отношении личности к войне, когда она уже началась и стала роком.
И тогда
вопрос о
духовном и нравственном общении народов становится
вопросом о дальнейшем существовании человечества, ибо человечеству грозит гибель от усовершенствованных орудий истребления.
Физическая красота, но главным образом какие-то неуловимые
духовные особенности любимой личности (мужской или женской) заставляют нас именно ее считать выше всех остальных, представлять ее идеалом всех женщин (я говорю — женщин, потому что рассматриваю этот
вопрос как мужчина), — и именно идеалом, то есть образцом для всех других женщин.
Вспоминаю скомканную тревожность юности, ноющие муки самолюбия, буйно набухающие на душе болезненные наросты, темно бушующие, унижающие тело страсти, безглазое метание в гуще обступающих
вопросов, непонимание себя, неумение подступить к жизни… А теперь — каким-то крепким щитом прикрылась душа, не так уж легко ранят ее наружные беды, обиды, удары по самолюбию; в руках как будто надежный компас, не страшна обступившая чаща; зорче стали
духовные глаза, в душе — ясность, твердость и благодарность к жизни.